Женщина-политик: реальность или нонсенс?

В современном мире, несмотря на декларативные заявления о равноправии полов, женщины все еще сталкиваются со сдерживанием при продвижении в политической сфере. Лидеров государств и вообще активных женщин в политике все еще не так много, что связано с гендерными стереотипами и предрассудками.

Не так давно всех нас всколыхнуло известие о смерти Маргарет Тэтчер – первой и единственной пока женщины в Великобритании, которая занимала пост премьер-министра, причем на протяжении 11 лет. Относиться к деятельности Тэтчер на посту премьер-министра можно по-разному. Однако следует подчеркнуть, что феномен Маргарет Тэтчер стал важной вехой в истории продвижения женщин в политике. Тэтчер стала не просто первой женщиной – премьер-министром Великобритании, но первой женщиной – премьер-министром европейского государства. Тем самым она создала прецедент, подвергший сомнению стереотип о несочетаемости женщины и политики, о неспособности женщины участвовать в политических процессах на равных с мужчинами
 
«Женщинам вход воспрещен»
 
Многие политические и социальные права женщины в западном мире обрели только в начале ХХ века. До этого периода участие женщины в управлении государством было возможно либо в силу принадлежности к правящей династии или королевскому роду, либо в силу некоего абсолютно уникального случая (пример Жанны д’Арк).
 
Это было связано с существовавшим представлением о незыблемости гендерного разделения сфер труда, где женщина ориентирована на приватную сферу, а мужчина – на политическую и общественную.

Другими словами, пока мужчина имел возможность участвовать в принятии важных политических и экономических решений, роль женщины сводилась к обслуживанию.

Более того, многие до сих пор считают такое разделение «естественным» и «природным» следствием гендерных различий, поскольку, дескать, «ну не может женщина с ее-то умишком быть политиком».
 
В 1791 году Олимпия де Гуж в ответ на «Декларацию прав человека и гражданина во Франции» написала своеобразный феминистский манифест – «Декларацию прав женщины и гражданки» где обозначила, что «женщина рождена свободной и равной в правах мужчине. Социальные различия объясняются только соображениями целесообразности» (статья 1). Также уже крылатой стала ее фраза: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, то она должна иметь право подняться и на трибуну».
 
Появление этой Декларации было связано с тем, что в документах, лежащих в основе концепции прав человека, отсутствовало признание гражданских прав женщин и сама идея равенства полов. Женщины в такой системе оставались невидимыми, не получали таких же прав, как и мужчины, и соответственно ограничивались в своей деятельности лишь приватной сферой.

Важные политические права, в частности избирательное право, женщины получили благодаря движению суфражисток в конце XIX – начале XX века. Участницы этого движения постоянно подвергались арестам и тюремному заключению, где они объявляли голодовки и в результате подвергались насильственному кормлению. Таким образом, свои политические права женщины в Европе и США получали в результате ожесточенной борьбы.

В Российской империи женщины получили всю полноту политических прав в связи с революцией и приходом советской власти, которая легитимировала роль женщины как активной гражданки. Произошло это благодаря мобилизации женского движения в России, а также тем выгодам, которые государство усмотрело в использовании потенциала женского населения как рабочей силы.

Российская исследовательница Ирина Юкина отмечает, что первоначально новое правительство посчитало требование избирательного права для женщин несвоевременным и неактуальным. Однако ряд демонстраций, митингов, активные обсуждения в прессе все же обозначили важность и необходимость этого требования. Так, в марте 1917 года прошла 40-тысячная демонстрация женщин под лозунгами «Свободная женщина в свободной России!», «Без участия женщин избирательное право не всеобщее!», «Место женщины – в Учредительном собрании!».
 
Избирательное право женщины получили:
 
• в Новой Зеландии в 1893 году; в Австралии в 1902 году;
 
• в Финляндии в 1906 году; в Норвегии в 1913 году;
 
• в Дании и Исландии в 1915 году;
 
• в России и в Канаде в 1918 году;

• в Германии, Нидерландах, Швеции, Люксембурге и Бельгии в 1919 году;
 
• в США, Австрии и Венгрии в 1920 году;
 
• в Ирландии в 1922 году;
 
• в Великобритании в 1928 году;
 
• в Испании в 1931 году;
 
• во Франции в 1944 году;
 
• в Италии в 1945 году;
 
• в Болгарии в 1947 году;
 
• в Бельгии и Румынии в 1948 году;
 
• в Греции в 1952 году;
 
• в Швейцарии в 1971 году;
 
• в Португалии в 1974 году.
 
На сегодняшний день законодательство многих стран гарантирует политические и иные права женщин, закрепляет равноправие и запрещает дискриминацию по признаку пола. Однако гарантия прав не всегда дает свои результаты, и до сих пор представленность женщин в политических системах все еще недостаточная. Более того, усиливающиеся консервативные тенденции (особенно в постсоветском регионе) направлены на «возвращение» женщины в приватную сферу и на нивелирование значимости ее политического участия.
 
Международные показатели
 
Первая женщина – глава правительства в мире появилась лишь в 1953 году в Монголии. Сухбаатарын Янжмаа была исполняющей обязанности председателя президиума Великого Государственного Хурала (высший законодательный орган – парламент) Монгольской Народной Республики с 1953 по 1954 года.
 
В Европе первой главой государства стала Маргарет Тэтчер, занявшая пост премьер-министра Великобритании в период экономического кризиса в стране. Период ее премьерства характеризуется принятием достаточно радикальных решений по выходу из кризиса. Результатом стало снижение уровня инфляции, уменьшения влияния государства на экономику, развитие среднего и малого бизнеса, улучшение ситуации на рынке рабочей силы. В тоже время она подвергалась острой критике из-за своих решений в отношении профсоюзов и принятия антипрофсоюзного законодательства, продвижения неолиберальной идеологии. Однако, несмотря на возможную неоднозначность политических решений Тэтчер, заслуживает внимание сам феномен ее активного политического участия в жизни страны, в выражении взглядов и потребностей определенной группы населения. Впервые в Европе женщина была избрана, чтобы представлять страну. Также важно учитывать, что ее продвижение осуществлялось в условиях отнюдь не толерантных представлений о возможности участия женщин в политике. Однако появление Маргарет Тэтчер во многом поспособствовало разрушению стереотипа о женщинах, внесло свой вклад в возможность продвижения женщин по карьерной лестнице в политике.
 
На сегодняшний день женщины являются лидерами 20 государств, в том числе 8 европейских: Германии, Сан-Марино, Исландии, Литвы, Синт-Мартен (автономная часть Нидерландов), Косово, Дании, Швейцарии.

По данным на 1 февраля 2013 года, женщины составляют около 20,4% в национальных парламентах в мире. При этом для европейских стран этот показатель составляет 23,2%. В Северных странах этот показатель доходит до 42%. Кроме того, следует отметить, что в сравнении с 1945 годом этот показатель по миру возрос более чем в 6 раз. Так, в 1945 году средний показатель участия женщин в национальных парламентах составлял не более 3%.
 
Однако, хотя количество женщина в национальных парламентах значительно увеличилось, все же оно является недостаточным. Наиболее важные политические решения все еще принимаются мужчинами, которые социализированы таким образом, что это сказывается на выборе приоритетов политики. Например, наличие женщин в органах управления оказывает влияние на принятие законов, касающихся социальной политики, социальной защиты населения, в частности женщин и детей. Неравная доля женщин во властных структурах ведет к укреплению стереотипов и реализации дискриминационной политики в отношении женщин.

ООН определила шесть основных факторов, которые способствуют усилению женщин в политике: равенство в доступе к образованию; квоты на участие женщин в государственных органах управления; усиление социальной защиты женщин и детей; более чувствительное и равное финансирование из бюджета с учетом нужд мужчин и женщин; включение гендерной статистики в национальные исследования и статистические данные; поощрение развития женского движения.
 
«Политика – не женское дело»

По данным исследования «Женщины в национальных парламентах», на 1 января 2013 года Беларусь занимала 39-е место в мире. Так, в Палате представителей женщины составляют 26,6%, а в Совете Республики – 35,1%. Это достаточно высокий показатель. Однако на самом деле он не отражает реального положения беларусских женщин в сфере политики.
 
Специфика беларусской ситуации заключается в формальном доведении участия женщин в парламенте до 30%. При этом наблюдается усиление консервативных тенденций, препятствующих продвижению женщин в общественно-политическом секторе.

Барьеры для участия женщин в политической сфере, органах управления являются институциональными (например, «стеклянный потолок») и дискурсивными (стереотипы в отношении женской роли и предназначения).
 
Институциональные барьеры отражены в статистике представленности женщин в различных органах управления. Так, по данным за 2011 год, хотя женщины составляют 51,1% экономически активного населения, при этом они редко попадают на лидирующие позиции. Например, в органах государственного управления женщины составляют 68% от общего количества всех работников. Однако при этом среди работающих женщин только 9% становятся руководителями организаций, в то время как среди работающих в государственных органах мужчин 18% руководителей. А вот на должностях специалистов трудится 44% мужчин и 63% женщин (от общего количества всех работников этой сферы соответствующего пола).

Не утешительны для женщин и показатели в отношении доступа к образованию, а именно продвижению в научной сфере. Среди докторов наук 618 мужчин и всего 123 женщины (разница в 5 раз), среди кандидатов наук 1955 мужчин и 1195 женщин (разница в 1,6 раз). Подобные данные подтверждают, что хотя женщины и могут получать высшее образование, но доступ к следующим ступеням образования – аспирантуре, докторантуре – для них затруднен.

Первые лица государства нередко высказываются в отношении роли женщины в обществе. Эта роль считается не соотносимой со сферой управления государством. Так, президент Беларуси в своих выступлениях регулярно подчеркивает роль материнства в жизни женщины и ее несовместимость с управлением государством: «Нет важнее и почетнее для женщин миссии, чем материнство, рождение и воспитание детей, бережное отношение к семейным ценностям». «Президентское кресло представительнице слабого пола я бы не уступил, но женщину считаю великим творением природы. Непревзойденным, без сарказма и шуток … Это не женское, тяжелое дело. У меня и у российского президента полномочия верховного главнокомандующего. Ну как женщина в юбке придет перед строем, на учениях? … Это чисто мужская профессия. Не надо вам в эти президенты лезть: это беда, горе, не дай бог».
 
Подобное представление является отражением доминирующей идеологии о роли женщины, которая в первую очередь должна быть матерью и женой, хозяйкой дома. В итоге эти стереотипы поддерживаются и воспроизводятся в системе образования, сказываются на специфике организации системы социальной защиты, исключении и патологизации любых ненормативных образов жизни и представлений. Девочки с детства ориентируются на «традиционно женские роли», соответственно, уже не нужно некое специальное сдерживание, стереотипные установки становятся дискурсивными барьерами при формировании женской общественно-политической активности.
 
Женщины как агенты и субъекты политики на сегодняшний день, несмотря на декларации о равноправии, остаются редкими явлениями, почти чем-то сверхъестественным. Подобная ситуация является следствием и отражением существующего неравенства в обществе, где женщинам предоставляется меньше ресурсов и возможностей выбора своего жизненного пути. Однако завершить статью я хотела бы словами Маргарет Тэтчер: «Любая женщина, понимающая проблемы, которые возникают при управлении домом, может понять проблемы, которые возникают при управлении страной».

Татьяна Щурко

Новая Єуропа

08-11-2017

НАВЧИСЬ БУТИ ХОРОШОЮ ПОЛІТИКИНЕЮ

Школа ПУЛу жінок
заходь!
Відеоматеріали
Як готуватися до виступів та зустрічей, як правильно їх проводити, як домагатися свого під час переговорів? Як переконувати і схиляти на свій бік. Як боротися із хвилюванням? Жестикуляція та міміка, правила спілкування. Про це та інше розповідають експерти у фільмі «Жінки в політиці. Риторика і переговори»
Жінки-народні депутатки
Не входить до складу будь-якої фракції
Не входить до складу будь-якої фракції Член Комітету Верховної Ради України з питань здоров'я нації, медичної допомоги та медичного страхування Веб-сторінкаДата народження: 14 травня 1983р.Відомості на момент обрання: освіта вища, заступник міністра, Міністерство охорони здоров’я України, член Політичної Партії "ГОЛОС", проживає в місті Києві, судимість відсутня, включена до виборчого списку під № 10.
Copyright www.womeninpolitics.org.ua. All rights reserved
Яндекс.Метрика